Знаете… когда появилась Контур Эльба 1С не стала не шевелиться, даже беспокоиться, только однажды кто-то из руководства ни то интервью дал, ни то твитом твитнул, что, мол, про Эльбу знаем, но Контур Эльба для 1С не конкурент. Собственно, это и так, и не так. Но то, что было много лет назад — нет смысла мусолить, а всё, что можно найти и интернете — это именно очень-очень старая и неактуальная информация. В отличие от сервиса Контур Эльба 1С в облака не стремится, вот до сих пор не стремится, все на рынке в облаках, а 1С нет. Почему так? А придется инвестировать в разработку с нуля, всевозможные псевдооблачные сервисы от 1С до сих пор не востребованы рынком, они есть, но это удаленный доступ к программе 1С, и это совсем не то. Настоящий онлайн-сервис — это разработка с нуля, в это нужно вкладываться, работать круглыми сутками годы напролет. Но кто не вступил в это рынок, тот в пролёте. Это подтверждает опыт многих, кто пытался войти на рынок онлайн-сервисов для бизнеса, это очень серьезные программные решения, и кто-то либо не имел ресурсов, либо не верил, либо ещё что. В общем Контур Эльба вырвалась вперед, как стало известно накануне 2021 года, в Эльбе более 800 тыс. пользователей, статистику давно уже на рынке онлайн-сервисов не называют, так что эти данные стали приятной неожиданностью.
Длинное получилось предисловие, но тема как Контур Эльба положила 1С на лопатки, или 1С положил Эльбу до сих пор очень неоднозначна. Просто рынок сильно и быстро меняется, даже сегодня, казалось бы, спустя десятилетие, можно бы и итоги подвести, и аналитику сделать, но всем известные события сделали будущее неопределенным даже в очень близкой перспективе. Раньше хотя бы на год можно было планировать, сейчас на пару месяцев и то с рисками, что опять всё куда-то покатится. В самых общих чертах сравнение сервиса Контур Эльба и 1С можно изложить так. 1С привлекает рекламой с пожизненными лицензиями за символические деньги. А также тем, что 1С пользуются много больших компаний, есть игры 1С и прочая реклама. Но когда малый бизнес пробует использовать решения 1С, особенно без подготовки, то выясняется, что ценообразование очень скрытное, и как только выясняется, что разрекламированная лицензия состоит из лимитов, что коробочное решение невозможно использовать, а его нужно допрограммировать под конкретный бизнес, то начинает вырисовываться картина бюджета на внедрение. А это редко когда десятки тысяч рублей, часто — сотни. По карману ли это бизнесу? По сути это инвестиции и очень рискованные, кто на них готов? Мы все видим, что привычный мир рушится на глазах. А тут — годы окупаемости. Зачем? Такие вопросы обязательно возникнут. А вот онлайн-сервисы не допрограммируются, не требуют проектов внедрения, дополнительных трат и расходов, всё очень прозрачно. Принцип, можно сказать, вообще противоположный. Онлайн-сервис готов почти всегда предложить гораздо больше, чем вам нужно. Ну просто невозможно делать бесконечные онлайн-конструкторы цен, проще продавать онлайн-возможности оптом, формируя тарифы и цены. Ну а говорить про легкость подключения, бесплатную возможность пробовать и работать, а также возможность уйти — даже и не стоит, это очевидно, по сути как поменять оператора сотовой связи или интернет-провайдера. Кстати о ценах на Эльбу — удивитесь, но мы за домашний интернет, тв и мобильный интернет тратим больше, чем стоит Эльба!
В другой стороны, у Эльбы и 1С есть всё же точки соприкосновения. Понимая косность решений 1С, многие ИП и владельцы ООО интересуются Эльбой, это, действительно, инновационное решение из будущего. Но если бизнес несколько лет работал, к примеру, то есть накопленные данные, соответственно нужен экспорт из 1С в Эльбу. Как его сделать? Официально никак, в Эльбе экспорт есть, но не баз 1С. Скорее всего, запросы были редкими, поэтому в разработку не взяли. Но пользователи пишут, что пишут скрипты, и подгрузить данные получается. Тут, как говорится, лучше ничего не утверждать, но попробовать обратиться к программистам можно, если смогут — прекрасно! Вообще, раньше пользователи мечтали об API Эльбы, но вряд ли когда-то это появится, причины разные, и их много. Тут дело скорее в том, что логика развития онлайн-сервисов идёт по своему, особому пути, онлайн-сервисы автономны, и если и интегрируются, то с другими онлайн-сервисами. Например, в Эльбе можно работать, создавать платежки, и эти платежки появятся в интернет-банке (для расчетного счета), все транзакции, естественно, при этом автоматически синхронизируются. Ну и т.д., Эльба много вобрала в себя онлайн-сервисов. Исключения всё же, это ПО для онлайн-касс. Пользователь Эльбы получает таким образом то, что раньше никогда и никому не было доступно — всё в одном окне, Эльба может практически всё, что нужно ИП и даже многим владельцам ООО. Таким образом сервис Контур Эльба с 1С сталкивается напрямую только когда нужно перейти с 1С на Эльбу. Может ли быть обратная ситуация? Когда захочется с Эльбы перейти на 1С? Ну конечно может. И дело тут, знаете, в чем? У онлайн-сервиса есть свои ограничения и лимиты, созданные не специально, конечно, но они есть, и если бизнес успешно работал с Эльбой, и перерос её возможности, это нормально, это естественно.
Но проблема заключается в том, что онлайн-сервисы создают привычки. Если обычные учетные решения создают привычки, связанные с работой, то онлайн-сервисы создают привычки, связанные с комфортом. Тут, как говорится, кто пробовал — тот поймет. И что делать предпринимателю или бухгалтеру, кто попробовал лучшее? Тут выбор уже будет не между Эльбой и 1С, а между 1С и Контур Бухгалтерией, сервис Контур Бухгалтерия — это, можно сказать, сестра Эльбы, только совсем другая. По сути это Контур Бухгалтерия — конкурент 1С, серьезный и мощный, естественно не по всем фронтам, но там, где они пересекаются (по целевой аудитории бизнесов), там наблюдается заметный уход с 1С на Контур Бухгалтерию. Собственно, как и в случае с Эльбой, проще и быстрее проверить, и, главное, примерить под свои задачи и потребности, ну и опять же, это бесплатно)