Воронка продаж — метафора вроде и распространенная, но не очень точная, есть ещё подобная метафора — «последняя миля». В общем, не вдаваясь в языковые и философские стороны темы, можно отметить одну очень и очень важную проблему — это промежуток между принятием решения и оплатой. Вот именно оплатой, не получением товара или услуги, а оплатой. Собственно продажа совершается, когда деньги поступают на счет, либо, хотя бы, отправляются (через «какой-нибудь» Сбербанк, например). Но если это не «родной» банк, или способ оплаты не знакомый, то клиент может передумать, забыть, забить, полениться, да вообще может возникнуть масса причин не платить и не покупать именно у вас. А у вас прием электронных платежей идеально работает?..
Разумеется, раз уж речь зашла про прием электронных платежей, то вот такая ситуация возникает на сайте — а это чаще всего именно проблема интернет-магазинов да и «просто сайтов» — прием платежей на сайте нужно организовывать на современном уровне. Никак нельзя заставлять клиента совершать лишние движения, задумывать ещё дольше и т.п. С появлением онлайн-касс, распространением эквайринга это затронуло и оффлайновые точки продажи. Хотя без сайта работать в наше время — это моветон. И только продуманный (для удобства клиента на 100%) приём электронных платежей является способом решения этой проблемы, она, вообще, может и не возникнуть — если интерфейс и техническая сторона безупречны, то после принятия решения о покупке и оплатой может пройти всего пара секунд.
Как организовать прием электронных платежей?
На первом месте по популярности всё ещё остаются пластиковые банковские карты, уверенно догоняют их платежные системы типа Яндекс.Деньги, Webmoney, Qiwi, а также оплата через смс, NFS и ещё чего-то модного, что постоянно, то меняется, то исчезает, то чем-то заменяется.. Обращать внимание на степень популярности нужно, так как комфорт оплаты клиента — это ваше всё! Передумать в интернете клиенту очень легко, поэтому об удобстве клиента нужно думать прежде всего, когда будет организовываться прием электронных платежей на сайте.
С чего начинать не нужно? С поиска программиста или элементарного поиска в интернете — некоторые задачи можно вполне выполнить и самостоятельно! Благо, что всё упростилось и автоматизировалось до уровня детского конструктора. Вот когда вы определитесь, что и как вы хотите сделать, вот только тогда и нужно обращаться с конкретной задачей программисту (веб-мастеру) — приём электронных платежей сделать для сайте несложно и недолго. Гораздо сложнее разобраться в том, что есть на рынке и что именно подходит вам. Хотя, сложнее — это громко сказано, на самом деле нужно разобраться с тем, что есть на рынке, фактически — нужно почитать 🙂
В принципе, прием платежей организуется лишь двумя способами.
1. Самостоятельно подключение к платежным системам.
Самое сложное — это виртуальные деньги, банковский безнал (приём электронных платежей через пластик) исключительно прост для всех — покупателей, платящего налоговой предпринимателя (у которого должен быть расчетный счет) и не спящей налоговой инспекции.
Виртуальные (электронные) деньги подчиняются особому федеральному закону “О национальной платежной системе” 161-ФЗ, который хоть и приравнивает электронные деньги к безналичным (банковским) деньгам, но всё же они существуют отдельно и есть ряд особенностей их существования.
Для предпринимателя, желающего организовать прием электронных платежей на сайте важно знать, что существует три типа электронных кошельков, и не каждый из них подойдёт для сайта.
Анонимный кошелек имеет лимит оборота в месяц 40 тыс. руб, сумма остатка — 15 тыс. руб. Как следует из названия, кошелек без “без имен и лиц”. Представьте себя на месте покупателя, который отдаёт деньги неизвестно кому..
Персональный кошелек имеет лимит остатка 100 тыс. руб. На эти кошельки бывает удобно отправлять зарплату или иные вознаграждения, но кошелек предусматривает идентификацию пользователя, поэтому платежная система уже «имеет в виду», что с нее плательщик должен был удержать НДФЛ. В принципе, налоговики могут узнать, что начисления идут без выплаты подоходного налога, а уж если оборот превысит 1,5 млн руб, тот тут уже штрафами и прочими админ.наказаниями будет не отделаться, скорее всего. Да, собственно, а кто же заставляет-то пользоваться именно этим кошельком? Для бизнес есть свой, третий вид.
Корпоративный кошелек. Именно его можно и, по идее, нужно использовать в предпринимательских целях. Оформляется он уже не на человека, а на предприятие, но надо иметь ввиду, что и пополнить кошелек, и вывести деньги с него, можно только через расчетный счет. Расчеты принимаются только с физиками (а физические лица, как вы помните, могут иметь либо анонимный, либо персональный кошелек)! ИП и юрлица между собой переводы делать не имеют права, это надо сразу иметь ввиду. Одни из самый распространенных платежных систем, которые так работают — это Яндекс.Деньги и QIWI (можно поискать и другие, лишь бы клиентам это было надо), известная всем платежная система Webmoney реализовала другую схему работы — обмен чеками и сертификатами через систему организаций “гарантов”, т.е. формально они под выше названный закон о НПС не подпадают.
Оформить корпоративный кошелек, наверное, труднее других (после оформления ещё нужно свою налоговую уведомить 7 рабочих дней по форме №С-09-1), но для чтобы организовать у себя на сайте прием электронных платежей и при этом сэкономить на комиссии, сделать это придётся, потому что у платежных агрегаторов — а это второй способ организовать прием платежей, она будет больше.
2. Организуем приём электронных денег на своем сайте через агрегатор
Кто такие агрегаторы платежных систем? Это посредники между платежными системами и владельцами сайтов (бизнеса). Описанные выше особенности работы с платежными системами далеко не в деталях описали сложности при оформлении документов, а их хватает, и у каждой платежной системы они свои. Наверное, вы уже догадались, что агрегатор предлагает вам комфорт — вы заключаете договор только с ним, и у вас появляется возможность предложить своим клиентам десятки способов оплаты, а вы за этот легкий путь платите. Платите комиссию с каждой транзакции. Справедливо или нет, но так работают агрегаторы. Возможно, подойдёт один простой совет — если транзакций мало, то проще сделать прием электронных платежей через агрегатора. Кого выбрать из агрегаторов? Надо найти их тарифы и выяснить, какие вам подходят (и вашим клиентам, если это имеет значение). Хотя на первом месте, конечно стоит Робокасса и её знаменитые Робочеки, вот вы знали, что Робочеки можно вместо онлайн-касс использовать в бизнесе? Да, да, интернет-магазин может работать без кассы. Те, кто успел ещё до коронакризиса перейти на Робочеки, не могут нарадоваться — их не душили расходы! Мало, ведь, потратиться на покупку онлайн-касс, потом начнется — ОФД, обновления, поддержка, замена фискального накопителя, и т.п., и т.д. А Робокасса и Робочеки решают сразу все проблемы. Клиент может оплатить как и чем угодно, онлайн-кассы у бизнеса нет, соответственно расходы зависят от доходов, никаких постоянных трат на кассы нет. Интересно, что у Робокассы есть промокод — можно его использовать при подключении, и получить пониженную комиссию, это очень важно, особенно когда обороты большие, это позволяет сэкономить очень серьезные суммы.