Добросовестность контрагента — проверяй или доверяй?
Приятно же поверить и убедиться в том, что человеку можно доверять? А любая организация — это люди, а чаще всего — конкретный человек, который представляет организацию — так что проверка добросовестности контрагента это проверка, прежде всего, людей. Люди врут, цифры врут, а факты не врут! Однако нельзя не заметить, что прошли те времена, когда слово имело безусловное значение. В бизнесе доверие к контрагенту бывает чаще у тех, кто бизнес открыл недавно и ещё верит людям, да и сам не был в сложных ситуациях, когда нужно выбирать между выгодой и репутацией. В общем, норма делового общения — никому не верить, пыль в глаза умеют пускать как раз те, с кем дела иметь нельзя.
Конечно, добросовестность контрагента встретить можно, и эти случаи будут радовать, однако банальная практика показывает, что проверять нужно всех, а ещё лучше перепроверять. Это про закрытие банка мы узнает тогда, когда деньги уже не вывести, причём финансовые преступления не наказываются, вернее, получают проблемы клиенты банка, а руководство никогда не наказывается и может вновь организовать финансовый бизнес. Тема весьма актуальная, но имеющая мало общего с добросовестностью контрагента — её-то можно отслеживать и проверять. Узнавать какие дела в арбитражный суд были поданы, каковы результаты финансовой отчетности, есть ли за владельцем тянущийся след из бизнесов-банкротов, есть ли подозрение на банкротство юр.лица, какие бизнесы ещё есть у владельцев предприятия, с кем работает предприятие и т.д. Конечно же, важно знать, есть ли, вообще, такое юридическое лицо в госреестре (или ИП). Вся или частичная информация помогут в миг установить добросовестность контрагента, либо увидеть блеф. Сделать это можно онлайн. Либо сидеть часами и днями в поисках информации, регистрируясь на различных госсайтах и т.п. Либо воспользоваться специализированными сервисами по проверке контрагентов онлайн для бизнеса, частично бесплатными, частично платными. Собственно, кто-то экономит своё время, кто-то деньги. Практически любой случай обмана от контрагента стоил нервов, которые не купишь, времени, которое не вернешь, поэтому абсолютно всегда информацию лучше купить чтобы не встретить обман и мошенничество. Как говорится, знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Проверив добросовестность контрагента, можно вполне уверенно работать. К слову, налоговая инспекция на себя не брала и не берет никаких обязательств по проверке госресстра, даже если компания числится в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, это вовсе не означает, что это не пустышка, все, абсолютно все действия по проверке добросовестности контрагента налоговая возлагает на самих предпринимателей, директоров! И в случае судебного разбирательства инспекция скажет, что это ваша вина, раз вы не проверяли контрагента. Более того, она может напомнить, в частности, про свое письмо от 17 декабря 2014 г. № 03-02-07/1/65228, в котором указывает, на какие критерии нужно обращать внимание, исследуя самостоятельно контрагента. Все эти критерии, в частности данные по судебной практике, можно получить и в специализированном сервисе, где вся необходимая информация агрегирована и, что очень важно, практически мгновенно обновляется!