Неожиданное удобство! Регистрация ИП как работодателя больше не нужна
Уж сколько исписано, сколько сказано по поводу того, как должна проходить регистрация ИП как работодателя, а уж сколько заплачено штрафов, потеряно времени и нервов — не сосчитать. А всё почему? Потому что государственные ведомства не обмениваются информацией, и колоссальная бюрократия в итоге падает на плечи и кошельки предпринимателей, однако, как можно заметить по риторике разных лиц с высокими постами и чинами, это должно меняться. И, вероятно, можно порадоваться тому, что это, действительно, происходит. Например, банки сами стали уведомлять налоговую об открытии и закрытии расчетного счета, а это, ведь, та ещё была проблемища! И, вот, внезапно, с 2017 года налоговая начала собирать взносы (которые до этого фонды собирали — ПФР и ФСС), а с этой темой как никак связана и сама регистрация ИП в качестве работодателя (да и ООО тоже), ведь раньше требовалось заявление, чтобы встать на учет как работодатель, и начать после этого отчислять за работников взносы. Но после 2017 регистрация ИП как работодателя через заявление упразднена, то есть налоговая сама уведомит ПФР.
Получается, что посещать фонды и вставать на учет ИП в качестве работодателя не обязан. Исключение составляет лишь случай, когда ИП желает получать пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а для этого нужно посетить ФСС. А именно: в фонд по месту жительства нужно представить соответствующее заявление и копию документа, удостоверяющего личность (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н). Однако, это право ИП, а не обязанность, в ФСС регистрация ИП в качестве работодателя происходит исключительно добровольно.
Ну а в целом, раз администрированием взносов с 2017 года занимается федеральная налоговая служба, то и все «вопросы» к ней. Только вот остается не вполне понятным как налоговая будет узнавать о найме сотрудников? Ведь заявление с копиями договоров в налоговую относить не нужно!
Во-первых, на ум приходит отчет СЗВ-М. В своё время принесший массу недоумений — в этом отчете государство обязало ежемесячно отправлять реквизиты нанятых сотрудников. Неясными остались идентификаторы ИП, ведь налоговая новые идентификаторы не выдает. По мнению экспертов, при сдаче СЗВ-М предпринимателям надо указывать номер, присвоенный при регистрации в качестве «самозанятого» страхователя в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ.
Во-вторых, довольно конкретно об этом говорится в отношении ежеквартальной отчетности (письмо ФНС от 31 января 2017 г. N БС-4-11/1628@): «Срок представления расчета за I квартал 2017 г. — 02.05.2017. Информация, содержащаяся в расчете по страховым взносам, будет направляться в ПФР в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79».
Таким образом, регистрация ИП в качестве работодателя ещё в 2017 была отменена, и стала ещё одним шагом, как можно надеяться, по уменьшению бюрократии, во всяком случае межведомственной.